История Кюсюра


   
     Булунский район был образован постановлением ЯЦИК от декабря 1930 года в ходе нового административно-территориального устройства ЯАССР, проведенного во исполнение решения VI Всеякутского съезда Советов об экономическом и административно-территориальном районировании в республике. 
     Административным центром Булунского района стало село (город) Булун, бывший центр Жиганского улуса и с 1924 года – Булунского округа. Село Булун в отдельных архивных и литературных источниках еще именуется городом окружного значения.
     Село расположено в устье реки Булун, впадающей в реку Лена. Она у самого впадения в Лену образует крутой крючкообразный изгиб.
     В диалектическом словаре якутского языка сказано, что слово «булун» обозначает отдаленную, несколько обособленную часть озера, реки, долины и так далее, но там же указано, что монгольское слово «bulung» обозначает крутой изгиб реки. Быть может это слово имеет происхождение от тунгусского слова «булэ» - топь, болото. Подлинное происхождение слова «булун» еще не установлено окончательно.
     Устье реки впервые было освоено якутами-рыбаками, а их поселение стало называться Булуном. По названию поселения и реку стали называть Булуном.
     
Село (город) Булун долгое время служило административным центром Жиганского улуса, входящего в состав Верхоянского округа, а затем центром Булунского округа и района.Точного времени возникновения села не установлено до сих пор. Г.В. Ксенофонтов пишет, что «точных данных возникновения села Булун не имеется, но во второй половине XVIII века по данным Булунского архива село Булун уже существовало.
     Вскоре после образования Булунского района административным центром района стало село Кюсюр, расположенное на семь километров выше по реке Лена на восточном её берегу. Но до конца пятидесятых годов XX столетия село Булун использовалось как место отстоя судов, в селе размещался технический участок Ленского речного пароходства. Таким образом, село по официальным данным просуществовало почти два столетия.
     В конце лета, когда солнце в ночные часы уходит за горизонт, на тундровых пастбищах становится спокойнее, ночью олени отдыхают. В это время оленеводы тоже отдыхают. Наступают прохладные сентябрьские дни, когда оленей не беспокоят ни гнус, ни оводы. В такие сентябрьские дни оленеводы перегоняют свои стада в лесотундру, на лесные прибрежные ягельники. А сами оленеводы занимаются ловлей рыбы на реке Лене.
     Это место они называют одним словом «куhуур», в русской транскрипции слово звучит как «кюсюр», то есть место осеннего проживания. Со временем на этом месте возникло постоянное поселение людей. Потом в силу экономических и других причин поселение выросло до крупного села и становится политическим и экономическим центром района и всего северного региона Якутии. Село нынче называют Кюсюр.
     В свое время оно служило якутским купцам и промышленникам базой для летнего завоза товаров пароходами, отправляемых зимним оленьим транспортом в восточные улусы и округа в целях обмена на пушнину, рыбу и мамонтовые бивни. С 1930 года стало административным центром нового Булунского района, центральной усадьбой крупного оленеводческого совхоза. Село до сих пор не теряет своего экономического значения.
     Село Кюсюр было удобным местом торговли с населением северо-восточных улусов и округов. С открытием в 1878 году регулярных пароходных рейсов по реке Лене села Булун и Кюсюр стали приобретать большое экономическое значение как торговый и транспортный узел, связывающий все северные округа и улусы Якутии.
     Сёла Булун и Кюсюр стали известны уже не только как транспортно-перевалочные базы, но превратились в центры пребывания купцов и крупных рыбопромышленников, как Саннниковы, Потаповы, Спиридоновы и другие.
     В 1957 году административный центр Булунского района был переведен в п.Тикси.
     Село Кюсюр – одно из старейших сел Булунского района. Оно богато славными боевыми, трудовыми традициями. Здесь, в Булуне, проходила самая острая борьба  за установление Советской власти. В ожесточенной битве за народное счастье, свободу оплачивались люди самых разных национальностей и народностей Крайнего Севера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий